Каталог продукции |
---|
Лидеры продаж |
---|
|
Заказать звонокThere is no form with this name or may be the form is unpublished, Please check the form and the url and the form management. |
Реализация постановления №77-ПП Правительства г.Москвы: некоторые итоги, проблемы, решения
В.Н. Ромадов, к.т.н., Технический директор ООО «Теплоком-сервис М»
Согласно Постановлению Правительства г. Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП
«О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствования расчетов
за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах
социальной сферы города Москвы», должна быть произведена установка приборов
учета воды и тепловой энергии во всех жилых зданиях и квартирах города.
Основными направлениями деятельности ООО «Теплоком-Сервис М» являются поставка и
гарантийное обслуживание оборудования производства ЗАО «Теплоком» (г.
Санкт-Петербург). ООО «Теплоком-Сервис М» плодотворно дополняет работу
предприятия по выполнению программ энерго- и ресурсосбережения. Менее чем за два
года количество установленных общедомовых теплосчетчиков типа ТСК и
преобразователей расходов типа ПРЭМ увеличилось в Московском регионе с десятков
штук до десятков тысяч (рис.1).
Рис.1
Наличие общедомовых приборов учета позволяет оценить как качество предоставляемых услуг, так и потребление этих услуг в сравнении с нормативами.
Так, во-первых, обнаруживается серьезный недотоп жилых зданий (рис.2). Разница в температуре теплоносителя подающего трубопровода от температуры, соответствующей температурному графику, достигает 20-50 ОС в меньшую сторону. За это никто ответственности, в том числе материальной, не несет. А температура возвращаемого теплоносителя всегда соответствует графику, т.к. в случае нарушения графика немедленно последуют штрафные санкции со стороны теплоснабжающих организаций.
Решением проблемы стало бы законодательное применение санкций и к теплоснабжающей организации. При этом, в случае ликвидации недотопа, снизились бы нагрузки и на перекачку теплоносителя по трубопроводам, т.к. теплоносителя с более высокой температурой потребовалось бы меньше для такого же прогрева жилых помещений.
Рис.2
Вторым результатом применения общедомовых приборов учета можно указать тот факт, что подавляющее количество жилых зданий потребляет тепловой энергии в 2-5 раз меньше, чем расчетные нагрузки (рис.3).
Рис.3
На рис.3 по оси абсцисс отложены значения потребленной тепловой энергии, отнесенные к расчетным нагрузкам. Этот график показывает бесспорную экономическую целесообразность установки общедомовых узлов учета тепловой энергии и теплоносителя (УУТЭ).
Третьим результатом применения УУТЭ является установление факта превышения потребления горячей воды над потреблением холодной. Соотношение потребления ГВС:ХВС составляет примерно 60:40, в то время как нормы потребления установлены с точностью обратные (рис.4). В тоже время отмечено, что потребление горячей воды с повышением температуры наружного воздуха падает, а холодной – остается примерно на одном уровне. Попытка обосновать эту особенность привела к обнаружению факта увеличения температуры поступающей в дома горячей воды. Увеличение этой температуры составляет в некоторых случаях до 10 ОС. Соответственно, для получения комфортной температуры для умывания, мятья посуды и т.п., требуется меньшее количество горячей воды.
Рис.4
Так же, в результате анализа показаний УУТЭ было выявлено, что потребление горячей и особенно холодной воды в жилых домах меньше нормы потребления.
Общедомовой узел учета дает только общую картину, не вычленяя каждого жителя, в то время как «Закон о защите прав потребителей» прямо указывает, что потребитель должен оплачивать услугу только в том объеме, в каком он ее получил.
Поэтому следующим этапом выполнения Постановления №77-ПП является установка поквартирных приборов учета горячей и холодной воды. Однако анализ потребления возможен только при применении систем автоматизированного учета, с использованием которых появляется возможность получения суточных и почасовых данных.
Монтажом и обслуживанием таких систем занимается ООО «Теплоком-Сервис М».
Компанией смонтирован ряд объектов, по которым в течение продолжительного
времени ведется сбор и обработка данных о потреблении воды в квартирах.
Анализ полученных данных позволил выявить ряд особенностей.
Выяснилось, что в среднем по городу в жилых домах число квартир, потребляющих
горячей воды больше нормы, составляет примерно 30%. Оставшиеся 70% квартир
оплачивают не только этот перерасход, но и недополученную по норме воду. Процент
переплаты за неиспользованную услугу составляет примерно 20% от общего платежа
дома.
На рис.5 приведены данные о потреблении среднестатистической квартиры (а) и квартиры с повышенным потреблением (б).
а) – среднестатистическая квартира б) – квартира с повышенным потреблением
горячей и холодной воды
Также анализ данных позволил выявить закономерность потребления по дням
недели. Определено, что пик потребления приходится не только на выходные дни, но
и на среду. Исключение составляют праздники, которые также обнаруживаются по
анализу потребления (пиковые нагрузки). Эти особенности могут быть полезными при
планировании работы служб, ответственных за водоснабжение.
Анализ посуточного потребления позволяет легко выявить квартиры, в которых число
действительно проживающих превышает число прописанных (рис.5).
Рис.5
Следующим этапом является гарантийное и сервисное обслуживание узлов учета. При этом возникают проблемы, которые должны быть срочно устранены правильными действиями руководителей, отвечающих за ЖКХ. В данном случае рассматриваются некоторые из них с точки зрения специалистов сервисного центра.
Полученный опыт показал, что сервисное обслуживание должна вести специализированная организация, имеющая непосредственную связь с производителями приборов учета и необходимую подготовку по их установке и обслуживанию. Это способствует скорейшему устранению простоев узлов учета, то есть уменьшению финансовых потерь потребителя. Такая организация должна иметь четко сформированную структуру с отработанной схемой взаимодействия звеньев и, главное, необходимое количество квалифицированного персонала.
К основным операциям сервисного обслуживания относятся: проведение пуско-наладочных работ, монтаж-демонтаж оборудования, оперативное проведение мелкого ремонта, отправка оборудования в ремонт и в поверку, обслуживание систем дистанционного снятия информации и, наконец, снятие ежемесячных отчетов о теплопотреблении. Сервисное обслуживание экономически целесообразно проводить, когда число обслуживаемых узлов учета составляет несколько десятков.
Возникает еще один аспект: завершенности монтажных и пуско-наладочных работ с
обязательным гарантийным обслуживанием. На период гарантийного обслуживания
должно выполняться правило: кто проводил монтаж, тот и обслуживает данный узел
учета.
На практике монтаж УУТЭ часто ведут неспециализированные организации. В этом
случае низкое качество пуско-наладочных работ (из-за отсутствия соответствующей
квалификации персонала монтажных организаций) требует проведения дополнительных
незапланированных работ, а соответственно, и расходов при дальнейшем
обслуживании УУТЭ. В связи с этим может появиться большое количество УУТЭ,
которые будут брать на сервисное обслуживание только при условии дополнительного
вложения средств собственника на устранение недостатков монтажа.
В настоящее время во многих ДЕЗах эксплуатируются теплосчетчики разных типов, смонтированные различными монтажными организациями. При этом тендеры на обслуживание устраиваются таким образом, что их выигрывает одна организация. Как правило, сервисные организации имеют хорошо подготовленные кадры и оснастку для обслуживания теплосчетчиков одного производителя, и это необходимо учитывать при их выборе. В связи с этим возникает необходимость специально для обслуживающих организаций проводить мастер – классы по качественному обслуживанию узлов учета и проведению диспетчеризации с выдачей соответствующих сертификатов организациям и удостоверений сотрудникам, прошедшим обучение. Обучение должны проводить доверенные представители производителей приборов учета.
Особо хотелось бы поговорить о диспетчеризации. Под диспетчеризацией подразумевается три операции: установка систем дистанционного снятия информации с узлов учета, получение с их помощью отчетов о теплопотреблении с конкретного узла учета в помещении ОДС, ЕИРЦ или ДЕЗ и оперативный мониторинг параметров, позволяющий оценить состояние тепловых сетей и трубопроводов холодной воды. Отсутствие систем дистанционного снятия информации затрудняет и замедляет процесс сдачи отчетов о теплопотреблении в теплоснабжающие организации.
Получение информации с большого числа УУТЭ за одни сутки возможно только с помощью системы дистанционного снятия информации. Относительно большое количество морально и технически устаревших теплосчетчиков, не оборудованных системой дистанционного снятия информации, приводит к большим трудозатратам и делает их обслуживание нерентабельным.
Внедрение систем дистанционного снятия информации с узлов учета тепловой энергии позволит решить две задачи:
- объединение теплосчетчиков в сеть с выводом информации на диспетчерские пункты, в которых осуществляется ее оперативный контроль, контроль за состоянием оборудования узлов учета, оперативное оповещение обслуживающих организаций о неиспрвностях;
- передача отчетов в ЕИРЦ, теплоснабжающие и контролирующие организации.
Литература:
1. Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП "О мерах
по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за
холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной
сферы города Москвы", Официальный сайт правительства г.Москвы.
2. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 "О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ
ОПЛАТЫ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ","Российская газета", N 167,
06.08.2004